Начал с Иво Виктора
Предки Платини перебрались во Францию из Италии. Мишель родом из небольшого, населением в 15 тысяч человек, городка Жеф, что под Мецем. Родился он в футбольной семье. Его отец Альдо тренировал местную команду, и, начиная с семилетнего возраста он пристрастил сына к любимой игре.
«Отец был лучшим тренером в моей карьере», ≈ признался как-то Платини. Это высказывание прозвучало парадоксально, поскольку он ставил Альдо выше таких «монстров» тренерского, дела как Мишель Идальго и Джованни Трапаттони. Но, может быть, в нем действительно сокрыта изрядная доля истины. Неизвестно, как бы повернулась карьера Мишеля, если бы его не вела на протяжении многих лет заботливая рука отца. Он огородил от него многочисленных вербовщиков, впечатленных талантом Мишеля, и сам привел его в сильнейший клуб Лотарингии «Нанси», когда тому исполнилось 17 лет.
Любопытно, что их приняли в «Нанси» на пару и отца, и сына. Побеседовав с Альдо, руководители клуба почувствовали в нем большие знания футбола и назначили его тренером третьего состава, за который, кстати, стал играть и Мишель.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. В сезоне 1973/74 «Нанси» стал безнадежно «валиться», и тренеры, ища спасение в безвыходной ситуации, стали экспериментировать с составом, пробуя молодежь. Платини был в этой обойме новичков.
Клуб все же вылетел. А следующий сезон, проведенный им во втором дивизионе, Мишель использовал в качестве трамплина. В 1975 году, когда «Нанси» вернулся в элиту, все уже увидели готового мастера и оценили его изощренное искусство. В сезоне 1975/76 он забил в чемпионате страны 22 мяча. Тем временем в сборной Франции произошла смена тренера: на место Стефана Ковача пришел Мишель Идальго, как никто ценивший в игроках индивидуальное мастерство и интеллект. Он немедленно предоставил 20-летнему Платини возможность заявить о себе на международном уровне.
Его дебют за сборную состоялся 27 марта 1976 года в матче против Чехословакии, которая спустя несколько месяцев завоевала титул чемпиона Европы. Мишель действительно оставил самое благоприятное впечатление. В первую очередь своим голом, забитым со штрафного в обвод стенки. Впоследствии таких голов он забьет не один десяток.
Король штрафных
Платини остался в истории как один из самых виртуозных исполнителей штрафных ударов. Возможно, даже самый искусный. Никогда не бил на силу ≈ только на точность. Дуга, описываемая его ударом, была идеальной по траектории ≈ поверх стенки и точно в угол.
Этот навык, по его собственным словам, он отрабатывал чуть ли не с детсадовского возраста: «Мальчишками мы делали ворота из груды камней. Сверху клали наши пальто, но я всегда старался бросить поверх что-нибудь яркое. Чаще всего это был мой цветной шарф. И когда надо было бить, я целился в это красочное пятно. Этот прием помогал мне впоследствии. Когда я выполнял штрафной, я концентрировал внимание только на позиции вратаря и расположении штанг. На стенку же никакого внимания не обращал. Знал, что она не помешает мне закрутить мяч мимо нее».
Имея в юности хрупкое телосложение и весьма скромную «дыхалку», он нашел тем не менее свой путь в футболе: «Там, где я не мог взять силой, я пускал в ход ловкость и хитрость. Так как я был не в состоянии совершать рывки по флангам, старался как можно лучше обеспечивать мячом находившихся там партнеров. В один прекрасный день я понял, что ни один из футбольных приемов уже не был для меня секретом.
Искусство Платини ≈ это техника в чистом виде. Однажды в детстве приятель спросил его, умеет ли он жонглировать мячом: «Я никогда не пробовал, но взялся показать ему, как это делается. И представьте, у меня получилось!» Еще на заре своей карьеры он говорил: «Футбол будет развиваться, тактика меняться, игроки ≈ быстрее бегать и выше прыгать. Но техника останется основой игры. Без нее все равно никуда не уедешь. На меня неизгладимое впечатление произвела встреча «Меца» со сборной Европы, за которую играл Кубала. Мне было тогда 14 лет. Кубала принял передачу справа и не глядя, в одно касание, дал пас налево открытому партнеру. Сыграть так мог только футболист, от которого у мяча не было никаких секретов».